27.05.18

Сирийский оккупант Аднан Киван: хронология одесского сепаратизма


Арабские купцы со средних времен считаются непревзойденными мастерами торговли. Предприимчивость и умение торговаться — отличительные  черты завсегдатаев восточных базаров. Еще арабов отличает верность данному слову.


Обман у них считается большим грехом. Однако, многие жители Одессы на своем печальном опыте смогли убедиться в том, что, имея дело с восточными торговцами, никогда не стоит терять бдительность и доверять обещаниям, даже данным на бумаге. Выходец из Сирии Андан Киван  не завозит  на Привоз урюк, арабику, ткани или украшения из золота. В Украине его интересует металл, а еще больше девелоперские проекты. 

Жемчужины от Кивана 

Он появился в славянских землях ради высшего образования. В Сирии остался многочисленный родственный клан, занимавшийся торговлей нефтью. Родственники явно помогли со стартовым капиталом. В 90-е Киван через Одесский порт вывозил на переплавку металлолом. Вместе с ним в деле был Иван Аврамов ─ доверенное лицо Юры Енакиевского. Освоившись на украинской земле, Андан Киван не только основал в 2003 году строительную компанию «Кадорр Групп», но и связал себя официальными узами брака с украинкой Ольгой Павловой. Компания украинского араба акцентировала свое внимание на жилищном секторе. Киван, прекрасно изучивший менталитет местного населения, привлекал к себе клиентов относительно приемлемыми ценами. Еще он умел красиво подавать себя. Его цветистые рассказы об строительных активах в Эмиратах и Лондоне не имеют ничего общего с действительностью. Ничего там у него нет. Связи остались только с Сирией. Предполагается, что бизнес Кидана помогал «отмывать» доходы, полученные от контрабандной торговли нефтью. Вложение денег в проекты сирийца на начальном этапе строительства сулило для инвесторов, исходя из сложившихся цен на рынке жилой недвижимости, ощутимую экономию. Будущие владельцы получали гарантии от застройщика в солидно оформленном пакете договорных бумаг. Казалось, что «Кадорр Групп»  можно доверить решение личной жилищной проблемы, не опасаясь пополнить армию обманутых дольщиков или годами ждать окончания внезапно «замерзнувшего» строительства. Самыми известными стройками Кивана стали ЖК «Жемчужины», ныне с двузначными номерами. Не успев закончить одну стройку, он приступал ко второй и тут же записывал желающих на третью. Все это очень напоминает  классическую финансовую «пирамиду» с закономерным результатом. На финальные жилые комплексы просто не хватит денег.

Привычно сияющий улыбкой Андан Киван оказался не так прост. Он приготовил для своих клиентов, подписавших с ним договора, несколько крайне неприятных сюрпризов, призванных еще  больше раскошелиться и принести дополнительную прибыль хозяину компанию. Восточная хитрость или даже коварство заключалась в следующем. Одесситы, поддавшиеся гипнозу скромных цен за каждый квадратный метр покупатели, ставя подпись в договорах, соглашались на  возможное увеличение площади квартиры от заявленной по завершению строительства. Объяснение застройщика было очень простое. В то время пока строители еще начинали копать котлован под будущее здание, проектная документация еще не приобрела свой окончательный вид, поэтому контуры будущих квартир и их площади могут немного измениться. Хитрый Киван и юристы компании успокаивали клиентов отдельным пунктом, гласившим, что погрешность не может превышать 8% от общей площади, что в абсолютном измерении составляло какие то незначительные 3-4 м². Фактически, будущим новоселам по завершении строительных работ предлагалось заселяться в квартиры, площадь которых превышала указанную в договоре на 10 м², а иногда даже на 20 м². Это совершенно другие размеры и, соответственно, дополнительные расходы, которые невозможно было учесть в момент подписания договора. 

Менеджеры «Кадорр Групп» заранее успокаивали встревоженных дольщиков. Договор предусматривал в случае несогласия клиентов обмен жилья в том же самом жилищном кооперативе. Однако они лукавили. К моменту завершения стройки свободных квартир никогда не было и в принципе быть не могло. Все они были уже раскуплены. Компания, извиняясь, любезно предоставляла обладателям квартир рассрочку для ликвидации неожиданно возникшего долга сроком на 1 год. За это время они должны были погасить разность в конечной стоимости, возникшую из-за дополнительных квадратных метров. Тут Киван пускал в ход коварные юридические уловки. Платить надо было за все метры, а не только за те, которые превышали первоначально указанный в договоре предел в 8%. Оригинальным способом хитрый араб определял стоимость доплаты. Изначально стоимость квартиры привязывалась к курсу пары гривна-доллар, который был определен самой компанией и в рекламных целях был несколько ниже официального. Доплата же должна была взиматься только по действующему курсу межбанковского валютного рынка. Лишние метры превращались в значительную финансовую обузу, полностью ломая первоначально задуманный семейный бюджет владельцев квартир. 

Особо недовольным «Кадорр Групп» предлагала расторгнуть договор, но при этом они должны были компенсировать нанесенные их отказом неудобства выплатой 4% пени. Естественно, по текущему курсу. В то же время возврат денег осуществлялся по курсу, определенному на момент заключения сделки, без учета инфляции. Другими словами одесситы, решившие приобрести у араба жилье, давали ему беспроцентный кредит на строительство. Андан Киван оставался при любом раскладе в прибыли. «Отказные» квартиры не пустовали, а тут же продавались желающим по высокой цене. Фактически жители Одессы сталкивались с ухищренным способом мошенничества. Около 2/3 обитателей жилых комплексов «Жемчужина» столкнулись с превышением стоимости квартир, первоначально установленной договором. В суд за правдой никто не пытался обращаться. Во-первых, существует стойкое убеждение в повсеместной коррупционности местных судов. Во-вторых, всем известно, что Андан Киван давно уже «взнуздал» одесскую исполнительную и судебную власти и понукает еми, как хочет. Возможно многие из них, ближе познакомившись с манерой ведения бизнеса арабским коммерсантом, считают, что еще легко отделались. Не редки случаи, когда для планировки квартир использовались технические этажи жилых зданий. Киван прекрасно изучил  действующие в строительстве инструкции и умело избегает различных экспертиз проектов и комиссионных приемок готовых объектов, в том числе используя искусственное занижение сложности возводимых зданий. Многочисленные нарекания у потребителей вызывает качество проданных квартир. Архитекторы в один голос твердят, что варварская застройка безликими бетонными коробками самых живописных уголков Одессы непоправимо уродует ее облик. Аднан Киван действует, как завоеватель на чужой территории. 

Лобби Андана Кивана 

Огромная пробивная сила одесского бизнесмена с арабскими корнями объясняется его действительно уникальной способностью делать правильные ставки на местных политиков.  Скользкие проекты Андана Кивана невозможны без поддержки городской администрации. Пик активности сирийца пришелся на время руководства городом Алексея Костусева. Киван спонсировал избирательную компанию еще одного бывшего активного «регионала» Геннадия Труханова, с мая 2014 года возглавившего городскую исполнительную власть. Бывший «чоповец», имевший по молодости прочные контакты с криминалом, а ныне владелец десятка оффшорных компаний первоначально весьма благоволил к застройщику, но через 2 года отношения между ними настолько испортились, что мэр стал прикрывать одну за одной стройки «Кадорр Групп». Киван ответил чередой шумных «антитрухановских митингов».
Яблоком раздора между Трухановым и бизнесменом послужил проект застройки свободной территории, прилегающей к санаторию «Россия». Мэр, на собственном опыте знающий не один десятков способов законного обмана, понял, что город «кинули». Компенсацию Андан Киван платить не захотел. Началась настоящая война. 

Первая одесская война 

Одним из привлекательных моментов, способствующих обращению к услугам «Кадорр Групп», кроме ценовой политики оказалось удачное размещение жилых комплексов по территории города. Бизнесмен предложил прежнему руководству Одессы облагородить по его вкусу пустующий уголок территории санатория. Взамен он обещал построить больницу скорой помощи европейского уровня. Город выделил ему земельный участок для строительства. В таких случаях при выделении земли под коммерческий проект инициатор строительства обычно выплачивал, так называемую, «городскую долю», составляющую 20% от рыночной стоимости земли. Участок около санатория «Россия» «потянул» на $250 млн. Серьезным ограничением для деловой инициативы было целевое назначение земли, исключающее возведение любых других объектов, кроме оздоровительных. Для Кивана нет ничего невозможного. Рядом с «Россией» появились 3 двадцати двух этажные жилые высотки, 2 офисных здания, коттеджный поселок. Взамен он с большими проволочками выстроил больничный корпус, по площади меньший в 2 раза, чем было обещано. Договор араб нарушил еще один раз. Он не стал производить положенную документами закупку медицинского оборудования. Город получил только пустые помещения с голыми стенами. Оценочная стоимость возведенного здания больницы не превышает $6 млн.  Обороняясь от нападок взбешенного мэра, Киван привлек к себе на помощь столичных чиновников. Несколько коттеджей он просто им подарил, напомнив о сказочной щедрости восточных властителей. Пригодились в этот раз все его спонсорские вложения в поддержку местного телевидения. 

Противостояние между Трухановым и Киваном началось гораздо раньше, только они предпочитали не вспоминать о прошлом. На заре строительной деятельности в Одессе предприниматель предлагал построить в приморском городе отель мирового уровня Sheraton. Никаких прав на это от известного бренда у него не было. Судя по всему, он задумал очередной «кидок», на который чуть не клюнул криминальный авторитет Ангерт и, находившийся у него на побегушках, Труханов. Дело заглохло. Кидан начал штамповать свои многочисленные «Жемчужины». Бизнес Андана Кивана получил продолжение. Подрос сын Руслан, который числится во владельцах нескольких фирм. Раньше сириец предпочитал прикрываться своей супругой.

Продолжение следует...

Михаил Соколов