«Информационная система портового сообщества» — афера за государственный счет
В свежем выпуске программы "Наші гроші" рассказывается о том, как руководство Одесского порта решило улучшить жизнь предпринимателям и сделать «единое окно». А в итоге организовали коррупционную схему для наполнения кассы частной фирмы.
Одесский морской торговый – лидер морской отрасли Украины. Объемы товаров, проходящих через его причалы, измеряются миллионами тонн: 6 миллионов тонн металла, 9 миллионов тонн зерна, не считая нефти, зерна и других товаров. Чтобы получить груз, экспедиторам необходимо посетить полдесятка органов, имея с собой кипы бумаги для таможенников, санитаров, ботаников и других инстанций.
В
2013 году эту процедуру пообещали упростить созданием «единого окна».
То есть, сдавай электронную отчетность – и никаких хлопот с поборами и
бюрократией. Что из этого получилось и почему инициатива принесла еще
больше неприятностей – можно увидеть в выпуске программы "Наші гроші".
В
2013 году новосозданную администрацию Одесского морского торгового
порта (ОМТП) возглавил Михаил Соколов. Молодой реформатор не смог
устоять перед соблазном обеспечить себя до конца жизни, и с первого дня
работы, под руководством своего шефа – начальника АМПУ Васькова и под
рассказы о портовой реформе, затеял с грандиозную аферу с созданием
«единого окна» в виде так называемой Информационной системы портового
сообщества (ИСПС). Для этого большую часть программистов Одесского
порта, вместе с уже созданным ими программным продуктом, его
документацией и пр., быстро перевели в срочно созданную для очередной
«темы» частную структуру с названием ООО «ППЛ 33-35».
Михаил Соколов |
Мотивация
Соколова и Васькова по сотрудничеству с ООО «ППЛ 33-35» выглядела, на первый
взгляд, вполне невинно. Эта частная фирма обязалась автоматизировать все
документальные операции, проходящие в порту, по принципу «единого окна»
– якобы для того чтобы обезопасить и экспедиторов, и руководство порта
от коррупции. Но в итоге все вышло с точностью до наоборот.
Для
маскировки, ООО «ППЛ 33-35» в официальных документах начали называть
Центром Обработки Данных (ЦОД). Это должно было придать официальности и
значительности, а заодно увести от подозрений о том, что за всей этой
аферой скрывается лоббируемая Соколовым и Васьковым частная фирма, в
которую стекаются денежные потоки за «информационное обслуживание».
Затем,
Соколов и Васьков счет госпредприятия организовали мощную
рекламно-информационную компанию о необходимости внедрения ИСПС и
свалившемся с небес на порты счастье в виде сделанных «ППЛ 33-35»
инвестиций. На эти темы организовывались бесконечные совещания,
конференции, круглые столы, доклады, презентации, интервью…
Далее,
чтобы заставить всех клиентов платить за использование программы, они
совершили яркую авантюру. В ноябре 2013 г. начальник Администрации ОМТП
Соколов М. Ю. направил всем клиентам Одесского порта циркулярное письмо,
в котором чётко разъяснил, что без договора с «ППЛ 33-35» грузы в
Одесском порту приниматься не будут. Основание — решение главы
Администрации портов Васькова Ю. Ю.
Таким
образом, с подачи Соколова, ООО «ППЛ 33-35» получила монопольное право
на оформление грузов. Выбора экспедиторам, грузоотправителям,
грузополучателям и т.д. не оставили: либо они работают с упомянутой
структурой, либо их грузы оформляться не будут. Цена вопроса - 60 грн.
(с НДС) за внесение в систему информации об одном контейнере.
Едва
клиенты смирились с этим беспределом, грянул новый скандал. Фирма «ППЛ
33-35» объявила, что ей не хватает денег на прокорм всех участников
совместной деятельности, и надо поднять цену до 90 грн. (с НДС) за
каждый контейнер. И когда возмущенные экспедиторы обратились за
справедливостью в Администрацию портов, там начали гасить пожар и
проводить совещания о том, что частной фирме «ППЛ 33-35» не хватает
средств на преодоление коррупции в процессе таможенного оформления
грузов. Об этом свидетельствует подписанный Соколовым протокол одного из
таких совещаний.
Согласно
протоколу, руководитель Одесского порта Соколов М.Ю., его зам.
Сахаутдинов Р.И., зам. главы АМПУ Вороной В.И. и представители все той же
«ППЛ 33-35» дружно разъясняют клиентам порта особенности
ценообразования в этой частной фирме.
На
заседании высказывались пожелания выложить новую калькуляцию в
свободный доступ в Интернете. Однако представитель «ППЛ 33-35» заявил,
что «это – невозможно в принципе, поскольку данные о составляющих тарифа
представляют собой коммерческую информацию».
То
есть, руководитель администрации ОМТП Михаил Соколов – в рабочее время в
помещении государственного предприятия – созывал и проводил совещания с
единственной целью: объяснить клиентам частной фирмы сколько та будет с
них драть за навязанную Соколовым услугу!
С
тем, как государственная администрация грудью защищала интересы частной
фирмы, вы можете ознакомиться на сайте Одесского порта здесь.
В
дальнейшем, администрация не переставала лгать о том, что частная фирма
«ППЛ-33-35» сделала какую-то невероятно большую инвестицию в портовую
отрасль и теперь плата за саму программу должна взиматься до конца жизни
всех клиентов портов...
Может
быть, инвестиция была сделана в серверы и компьютеры, на которых
работают таможенники в портах? Нет: на всех находившихся в распоряжении
таможни компьютерах, задействованных для работы именно в этой программе,
стояли инвентарные номера ОМТП, их обслуживали системные администраторы
порта, т.е. «частной инвестицией в отрасль» от частной фирмы там и не
пахло ...
В
2015 году Соколов организовал торги на обслуживание компьютерной
программы, которая так и не заработала. Конечно же, этот тендер на
госзакупку услуг для одесского порта выиграл «ППЛ 33-35». За 1 млн 5 тыс
600 грн данная фирма взялась за «комплексное системно-техническое
обслуживание и сопровождение программного обеспечения
программно-аппаратного комплекса». А за год до этого ОМТП заплатило «ППЛ
33-35» около 1 млн 200 тыс грн на разработку и внедрение компьютерной
программы учёта грузопотока «единое окно».
Суть данной программы заключалась как раз в прозрачности и упрощении процедуры оформления грузов, что должно было исключить возможность незаконных поборов и тем самым искоренить коррупцию. Однако, «единое окно» так и не увидело свет, по крайней мере, в полном его варианте. Не смотря на то, что деньги ООО получило, оно лишь запустило несложную компьютерную программу «электронная очередь», вместо полного комплекса цифровых услуг.
На
практике оказалось, что никакого толку от этого новшества нет: в ИСПС
фиксируется лишь факт подачи экспедитором документов для регистрации
груза. А сама процедура работы с документами осталась прежней и
проводится всё так же – в «ручном режиме», при помощи старых теневых
операций.
То есть, собственнику груза, как и раньше, может понадобиться одна-две недели только на то, чтобы его документы приняли к рассмотрению. При этом экспедиторы по-прежнему должны предоставлять чемоданы аргументов, чтобы избежать проблем с оформлением: по рассказам самих перевозчиков, цена вопроса – примерно $40 с контейнера.
«Альтернативе
этой схеме нет, и идет абсолютно открытое навязывание схемы. Это
монополия, причем такая что хочешь или не хочешь – ты должен работать в
этой системе. И ты беспомощен». – говорит в сюжете программы «Наші гроші»
основатель экспедиторской компании Виктор Берестенко.
При
этом экспедиторы и собственники грузов до сих пор не могут понять – как
формируется тариф и почему единицей измерения является не документ на
груз, а контейнер. То есть, если в одном документе 10 контейнеров, за
его оформление надо платить в десятикратном размере.
«Главное
отличие этой электронной очереди от других, то, что за право в ней
постоять надо платить, и совсем не порту» – делают вывод в своем
расследовании журналисты. – «То что начиналось как государственная
инициатива, превратилось в частную монополию».
«Бизнес
сначала радостно воспринял это единое окно. Кому хочется ездить,
тратить деньги на бензин, стоять в очередях? — говорит директор
экспедиторской компании Алексей Голуб, — Мы поддержали это идею и ждали,
когда программа будет внедрена». Создавалось впечатление, что
предприниматель может один раз подать документы в электронном виде и
забрать свой груз: «Но все равно нашему экспедитору помимо электронной
системы приходится собирать те же печати, ездить в офисы, сдавать в
ИСПС, потом распечатывать из ИСПС и везти к линейному агенту визировать,
потом везти обратно на терминал».
Бизнесменов
также тревожит, что коммерческая информация попадает в руки частной
фирме, которая может использовать ее для недобросовестной конкуренции.
Журналисты выяснили, что фирмой «ППЛ 33-35» владеет одесская
экспедиторская фирма «Пласке».
Недавно
против монопольного распорядителя Информационной системой портового
сообщества (ИСПС) Антимонопольным комитетом Украины возбуждено дело по
признакам нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.
Дело возбуждено после обнародования заместителем министра инфраструктуры Юрием Лавренюком данных о деятельности ООО «ППЛ 33-35».
По
информации Лавренюка, руководство Администрация ОМТП поручила частной
фирме разработку программного обеспечения без открытого конкурса. Это
произошло в 2014 году с подачи тогдашних руководителей Одесского порта и
портовой отрасли Михаила Соколова и Юрия Васькова.
Удивительно,
- говорит журналист программы «Наші гроші», - что до сих пор
Администрация называет эту монопольную систему государственным проектом,
хотя и признает, что тарифы формируются непрозрачно.
Коррупционная
схема успешно продолжает действовать до сих пор – что подтверждает
сюжет программы "Наші гроші". По информации журналистов, в 2016 году
частная фирма-монополист с помощью ИСПС заработала не менее 40 млн грн.
ООО
«ППЛ 33-35» «без согласия субъектов хозяйствования произвольно
устанавливало цены на услуги доступа к ИСПС и в 2015 году подняло цену
вдвое», – указывает Лавренюк.
«Все
субъекты хозяйствования, которые не соглашаются платить вдвое, сразу же
получают сообщение от ЦОД об отключении их от доступа к ИСПС.
В
то же время, руководство ГП «АМПУ» не обнародует никаких условий
сотрудничества с ЦОД и не предоставляет никаких документов о праве ЦОД
прекращать доступ субъектов хозяйствования к ИСПС.
В
частности, ООО «ППЛ 33-35» закрывает доступ к ИСПС компаниям, которые
не согласны с его политикой и самостоятельно определяет субъектов
хозяйствования, которым будет предоставлять доступ.
Большинство
компаний заходят в «тупик», потому что получить такие услуги от другого
субъекта хозяйствования невозможно», - сообщил замминистра. Также он
считает, что информация о таможенно-брокерских услугах не должна
находится в частных руках.
«В
прошлом году, программное обеспечение ИСПС должно было перейти в
государственную собственность, но этого не было выполнено в связи с тем,
что ООО «ППЛ 33-35» выставило счет за свой «программный продукт» в
размере 100 млн. грн!
Поэтому
сегодня, ООО «ППЛ 33-35» остается единственным владельцем и
распорядителем программного обеспечения ИСПС и всей информации
информационных систем. Факт наличия коррупционной составляющей в
деятельности ГП «АМПУ» по внедрению и функционированию ИСПС, подтвердил
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и
противодействия коррупции на одном из своих заседаний», – сообщил
Лавренюк.
Все
эти факты сейчас тщательно проверяются. В январе 2917 г. Соколова
временно отстранили от занимаемой должности, однако вложенные им в
«единое коррупционное окно» государственные инвестиции до сих пор
приносят миллионные прибыли частной компании.