29.04.22

Андрей Ставницер: украденный порт или тайны «успешного стартапа»

Ставницер

«Все крупные состояния нажиты самым бесчестным путем!» — гласит известная цитата из «Золотого теленка». Конечно, не стоит грести всех под одну гребенку. Но немало украинских богачей, рассказывающих байки о том, как они начали с нуля кропотливым трудом, в действительности являются ворами, мошенниками и коррупционерами. Ярким примером этого служит история одесского семейства Ставницеров, контролирующего крупнейший в Украине частный портовой терминал «ТИС».


В последнее время они потратили немало усилий и денег для того, чтобы создать себе имидж «потомственных бизнесменов», «еврооптимистов» и современных эффективных менеджеров мирового уровня — благодаря чему Андрею Ставницеру удалось получить благосклонность президента Зеленского, сделавшись его «помощником по Одессе». Но какая правда кроется за этими заказными репортажами и проплаченными интервью?

Бизнес и коронавирус


В марте 2020 года, когда COVID-19 стремительно распространялся по Европе, а первые заболевшие появились уже и в Украине, совершенно не готовой к такому вызову, в СМИ появились оптимистические новости об одной «инициативе украинских инноваторов». Речь шла о некой фирме «Revel Laboratory» из Одессы, объявившей о намерении начать производство на 3D-принтерах особых клапанов для аппарата искусственной вентиляции легких (АИВЛ), позволяющих подключать к нему сразу двух пациентов. В чрезвычайных условиях вроде пандемии, когда АИВЛ катастрофически не хватает (особенно в Украине), такое нехитрое приспособление позволяет спасти жизнь многим пациентам. Обнадеживающую новость раструбили по всем украинским телеканалам с таким же энтузиазмом, с каким ранее показывали картонные танки мальчика-конструктора Ростика Абрамова, но потом так же быстро об этом позабыли.
Но большинство украинских СМИ подавали эту новость в урезанном виде. Например, только кратко и вскользь замечали, что автором этих клапанов была итальянская фирма «Isinnova». Когда итальянские врачи столкнулись с острой нехваткой АИВЛ и расходников к ним, то тамошние инженеры предложили напечатать необходимые пластиковые детали на 3D-принтерах, чем и занялась «Isinnova». При этом просто скопировать оригинальный одинарный клапан было нельзя из-за иска фирмы-производителя АИВЛ, поэтому решили печатать двойные клапаны собственной конструкции — на который инженеры «Isinnova» оформили открытый и бесплатный для всех патент.

Немного технических подробностей: на заводе такие детали изготавливают методом литья в формах-матрицах на специальном прессе, поэтому без такой формы их не изготовить (а форму не сделать без дюжины металлообрабатывающих станков), но и для печати на 3D-принтерах сначала необходимо создать цифровую модель. Так вот, «Isinnova» создала такие цифровые модели для этих клапанов, тоже предоставив их бесплатно всем желающим – ведь дело касалось помощи умирающим. Чем и воспользовалась украинская фирма из Одессы «Revel Laboratory». Впрочем, фирма – это очень громко сказано! Как оказалось на самом деле, «Revel Laboratory» — это просто студия 3D-печати, начавшая свою работу несколькими днями ранее, в том же марте 2020 года. Она располагается в подвальном помещении старого двухэтажного дома №55 по Большой Арнаутской (хорошо хоть не на Малой!), где ранее был склад магазина тканей. В базах данных предприятий ООО или ЧП с таким названием нет, видимо это просто вывеска студии, а поэтому на какое юридическое лицо записана «Revel Laboratory» пока неизвестно. Зато известно, чем она занимается! В народе это называют нехорошим словом на букву «Х», и это сильно напоминает увлечения «гениального» мальчика Ростика Абрамова.

На данном видео вы видите своеобразный «эрзац-АИВЛ», собранный на коленке инженерами «Revel Laboratory». По их мнению, это гениальное изобретение может заменить собою настоящий аппарат – и теоретически это возможно, если бы только он работал как положено аппарату ИВЛ, а не рывками сдавливал «грушу», вызывая у пациента то ли икоту, то ли агонию. А ниже вы видите чудо-респиратор многоразового использования, в котором в качестве сменного фильтра используется… сложенная в несколько раз одноразовая медицинская маска. Так что совершенно непонятно, в чем же смысл этой «инновации»?!

А ещё «Revel Laboratory» предложило украинским медикам переходник-разветвитель для подключения к АИВЛ сразу четырех пациентов! Это просто замечательно, но почему только 4, а не 6 или 8, или уже все 10?! И что, интересно, ответили им врачи? Возможно, вежливо посоветовали изучить принцип действия и ТТХ аппаратов ИВЛ, которые просто физически не могут качать воздух одновременно в четыре легкого (в два еще можно), не говоря уже о том, что аппараты настраиваются индивидуально под параметры и состояние каждого пациента.

Наверное, «Revel Laboratory» стоило бы просто напечатать некоторый запас двойных клапанов, но тут возникла проблема. Значительная часть АИВЛ в Украине – либо старые модели, либо дешевые китайские. И их клапаны несколько отличаются от тех, что стоят на современных аппаратах в больницах Италии, для которых разработала 3D-модели фирма «Isinnova». Взять у итальянцев бесплатно программу и напечатать немного клапанов для новых АИВЛ студия «Revel Laboratory» смогла, а вот самостоятельно разработать 3D-модели для старых аппаратов нет. Попробовали попросить итальянцев (в СМИ было сообщения о «переговорах с итальянскими коллегами»), но те им ответили «ребята, вы что, сами не можете?». После чего тема клапанов была закрыта.

А ведь этого и следовало ожидать после того скандала, что вспыхнул в «Revel Laboratory» буквально накануне, в самом начале марта. А произошла там типичная для Одессы, да и всей Украины, история – рейдерский захват. Дело было так: совладельцами «Revel Laboratory» являются молодые люди Иван Чеботарев и Давид Ставницер, но фактическим создателем был одесский инженер Василий Тимощук, которому принадлежало оборудование студии. Сначала всё было хорошо, но потом Давид Ставницер вдруг уехал в Лос-Анджелес (фактически он живет за границей), а на Тимущука резко «наехал» Чеботарев, приведший на «разборки» своего физически крепкого друга Алексея Копишинского. Тот бил Тимощука по лицу, угрожал ему молотком, и заставил его отдать своё оборудование (3D-принтеры, серверы, паяльную станцию на общую сумму 30 тысяч долларов) плюс автомобиль Mazda MX. Тимощук написал заявление, Чеботарева и Копишинского арестовали (Чеботарева сразу выпустили под залог), так что первые дни работы «Revel Laboratory» проходили на фоне судебных заседаний и встреч со следователями.

Вы спросите, к чему вся эта длинная история? А к тому, что Давид Ставницер – сын Андрея Ставницера. И папа постарался, чтобы данный скандал никак не коснулся их фамилии. Скандал не просто быстро погасили, тут использовали фирменный метод Ставницеров — «забелить» весь негатив какими-то сверхпозитивными новостями, а потом утверждать, что просто какие-то недоброжелатели распускают лживые слухи об «успешных бизнесменах, помогающих городу и стране». Впрочем, в данном случае удалось не только спасти имидж Ставницера-младшего, но и, по подсчётам Skelet.Info, неплохо заработать на его «успешном стратапе».

И вот буквально за несколько дней Давид Ставницер нашел в Италии коллег по бизнесу и взял у них 3D-модели для клапанов АИВЛ. Осталось только напечатать несколько штук, пригласить журналистов и устроить пышную презентацию с очковтирательством. Вот только потеряв толкового инженера Тимощука, «Revel Laboratory» уже не могла сама создавать 3D-модели даже таких простых деталей, поэтому начала заниматься разной фигней, имитируя активное участие в борьбе с коронавирусом. Но даже на этом она смогла заработать, действительно став «успешным стартапом».

Как? Очень просто: ведь Ставницер Андрей Алексеевич, с благословения президента Зеленского, с 16 марта по 5 мая возглавлял Антикризисный штаб Одесской области, созданный как объединение бизнесменов и волонтеров для помощи медикам. В основном собирая деньги (удалось собрать 135 миллионов гривен) и закупая на них разное оборудование и материалы – в том числе респираторы (да-да, те самые!) и клапаны с разветвителями, что печатаются в «Revel Laboratory» его сыночка Давида. Закупки осуществлялись через группу компаний «Инфомир», также связанной со Ставницерами. Поэтому, какую бы хрень ни печатали на 3D-принтерах в подвале на Большой Арнаутской, её объявляли гениальными инновационными решениями, архинеобходимыми для борьбы с коронавирусом, и Антикризисный штаб покупал её не скупясь. Как говорится, кому пандемия – а кому и бизнес!

Одесса помнит!Однако основной целью Андрея Ставницера было не «заработать» на коронавирусе (хотя и не без этого тоже), а крепко заасфальтировать протоптанную дорожку к Офису президента, что открыло для него главную перспективу – стать «смотрящим» по Одессе от самого Зеленского (или кого-то из ближних бояр). И это не выдумка какая-то, поскольку Андрея Ставницера в бизнес-кругах и чиновничьей среде уже называют «помощником президента по Одессе», с широкими неофициальными полномочиями. На это он не жалеет никаких «инвестиций», перечислив солидную сумму в один из президентских фондов – официально, конечно же детям, точнее на борьбу с коронавирусом!

А знаете, как он вообще стал вхож к Зеленскому? Тут свою роль сыграли сразу несколько факторов. Во-первых, семья Ставницеров издавна дружила с Эдуардом Гурвицем, а в Одессе входить в число «гурвицевских» значило иметь определенные связи во власти, в политике, в бизнесе, в теневом коррупционном мире. Из этих связей сложилось нынешнее окружение Андрея Ставницера: по данным Skelet.Info в его приятелях ходят Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Егор Фирсов, Максим Нефедов, Андрей Мотовиловец, Владимир Шульмейстер, Игорь Смелянский. То есть те, кого называют «соросята» и «еврооптимисты» — а именно из таких было составлено правительство Гончарука, много их и в окружении президента. Да и у самого Зеленского есть своеобразное видение мира через линзу то ли «еврооптимизма», то ли «либертарианства», то ли хаотического набора фетишей современного западного мира. Как Ющенко можно было привести в восторг глиняной свистулькой, так и Зеленского сейчас — хипстерским видом, пересыпанием речи английскими словами и прожектами «успешных стартапов», как теперь модно называть в Украине бизнес-проекты.

Являются ли такими сами Ставницеры? Давид Андреевич уж точно, этот молодой мажор много лет учился за границей (Дубай, Калифорния, Малайзия), а теперь постоянно живет в США и только изредка наведывается в Украину. Что до его отца, то Андрей Ставницер, по отзывам его знакомых, просто играет роль. Он сразу сообразил, что этот спектакль – такой же пропуск к новой власти, каким при Порошенко были вышиванка под камуфляжем и «волонтерская помощь армии». Вот почему, в частности, Ставницеры сейчас постоянно используют это слово, почему они изображают из себя таких себе честных бизнесменов-дартаньянов, титаническими усилиями поднявшихся и выстоявших в чудовищно коррумпированном мире, неистово желающих построить в Украине «европейское общество». Ну и самое главное – вряд ли для такой роли подходит тот, кто уже много лет является, по сути, управляющим бизнеса коррумпированного российского олигарха Алексея Федорычева. Ведь это именно Федорычев является главным владельцем «Трансинвестсервиса» (ТИС), которым так любит хвастать председатель его правления Андрей Ставницер. Но самое интересное это то, что многие одесситы называют ТИС украденным портом! И сейчас вы узнаете, почему…

Как известно, Ставницер Андрей Алексеевич сам является мажором: весь капитал, вместе с долей в «Трансинвестсервисе» и местом его руководителя, он унаследовал от своего отца, Алексея Михайловича Ставницера (1942-2011), который и создал их семейный бизнес. Поэтому начнем эту историю с самого начала. Еще в 60-х годах, во время учебы в сельскохозяйственном институте, Алексей Ставницер увлекся альпинизмом — что и определило его дальнейшую жизнь. В альпинистском клубе он познакомился со своей будущей супругой Аллой Гребенниковой. После свадьбы она оставила себе свою фамилию, также Гребенниковым был записан их старший сын Егор (1972 г.р.). Второй их сын, Андрей, родился 19 июня 1982 года в Кабардино-Балкарии, где тогда его отец работал начальником учебной части в альпинистской турбазе, и он получил его фамилию Ставницер.
Алла Грбенникова, Ставнцер

Алла Гребенникова с сыновьями Егором (слева) и Андреем (справа), 90-е годы

В 1989-м, когда на Кавказе стало неспокойно, Алексей Ставницер с семьей вернулся в Одессу и занялся предпринимательством. Сначала он работал в кооперативе «Промальп», который строил учебные стенды для альпинистских клубов (горы то не везде есть). С началом 90-х его альпинизм ушел в прошлое, и Алексей Ставницер занялся более прибыльными делами, открыв кооператив «Эверест» — быстро разросшийся в фирму по торговле всем подряд: от газированных напитков и бытовой техники до металла и цемента. Забавно, что в биографии его сына Егора Гребенникова, помогавшего тогда отцу открывать магазины, «Эверест» теперь тоже называют стартапом. Тенденция!

Ставницер

Алексей Ставницер, 90-е

Самое загадочное в этой истории – тогдашние связи Алексея Ставницер. Они у него были весьма широкие: не только по всему бывшему Союзу (как у бывшего инструктора по альпинизму), но и в Европе, в частности в Австрии. Кстати, его сын Андрей Ставницер является почетным консулом Австрии в Одессе – так что эти связи поддерживаются до сих пор. Но никакой конкретики, никаких имен пока не завали, и мы это сейчас попробуем выяснить сами.

Итак, начало 90-х. Алексею Ставницеру нужно было решать вопросы с минимализацией налогов и пошлин, и он хотел чтобы это происходило не только с помощью схем и откатов, но и законным путем – поэтому вместе с другими одесскими бизнесменами активно выступал за идею предоставления региону статуса «порто-франко» (свободный порт). К слову, потом при Порошенко эта идея была объявлена сепаратисткой и «продвигаемая прокремлевскими силами». Ну а тогда ею, наоборот, загорелись именно те силы, которые позже назвали себя «проукраинскими», и во главе этого движения встал Эдуард Гурвиц – с которым сразу сблизился Алексей Ставницер. В 1991-м они вместе поддерживали в Одессе кандидата в президента Вячеслава Черновола (фактически финансировали и руководили его избирательным штабом), что дало тогда Гурвицу возможность обращаться впредь за политической поддержкой к «Руху», а затем и другим правым и прозападным политическим силам. Вот почему вокруг Гурвица всегда кучковались «проукраинские», включая «Братство» Корчинского. Но для Гурвица «украинство» было лишь дресс-кодом, позволяющим получать необходимую политическую «крышу». При этом он пользовался и бандитской «крышей» (сначала Карабаса, потом Стоянова), и даже приглашал в Одессу чеченцев-дудаевцев.

Возглавивший в 1990-м году Октябрьский район Одессы, Гурвиц тут же приступил к большому дерибану Одессы. Через год ему удалось, с помощью связей в «Рухе», протолкнуть в кресло руководителя Черноморского морского пароходства своего человека Павла Кудюкина (затем возглавившего злополучный концерн «Бласко»), что стало началом разграбления украинского торгового флота и одесских портов. И вот, в ходе этого дерибана, Гурвиц и Ставницер обратили внимание на госпредприятие (ГП) «Лиман». Это был терминал перевалки фосфоритов, расположенный на краю порта «Южный», причем совершенно новый: его первая очередь была построена в 1989 году (импортное оборудование фирмы «Крыпп»), а вторая не успела вступить в строй из-за развала СССР. Что и позволило Алексею Ставницеру найти повод для его «прихватизации» — мол, а давайте его достроим с помощью инвесторов и разделим паи!

Правда, как-то так получилось, что далее процесс прикарманивания «Лимана» прошел с помощью не Гурвица, а его заклятого врага Руслана Боделана, возглавлявшего тогда облисполком. Но и избиравшись в 1994 году мэром Одессы, Гурвиц не стал мешать этому процессу – хотя и своей доли не получил. Она досталась такой легенде одесской коррупции, как Олег Кутателадзе, работавший тогда в горсовете Одессы. Как сообщали СМИ, он является родственников грузинского вора в законе Сергея Кутателадзе (Баико), что позволяло ему, будучи чиновником, иметь самые широкие связи в криминально-теневом мире Одессы. А еще в 90-х Кутателадзе был связан с австрийской фирмой «Нордекс», чьим представительство в Украине возглавлял Вадим Рабинович, а через неё имел выход на осевшую в Австрии «диаспору». И, похоже, здесь мы находим ответ на поставленный выше вопрос относительно происхождения австрийских связей Ставницеров.

Олег Кутателадзе, Ставницер

Олег Кутателадзе


Именно неназванные тогда «австрийские бизнесмены», через некого депутат австрийского парламента, активно лоббировали не только достройку второй очереди ГМ «Лиман», но создание там новых терминалов. Затем никому неизвестная австрийская фирма «Austria International Consulting GmbH» (похоже, подставная) создала с ГП «Лиман» совместное предприятие «Трансивестсервис» (ТИС). При этом уставной капитал этого СП составлял всего 31 миллион долларов, из которых 16 (более 50%) принадлежал австрийцам как «инвесторам». То есть, долю ГП «Лиман», представленную всем его имуществом, оценили всего в 15,02 миллиона – хотя буквально накануне она оценивалась в 109,61 миллион! Эта наглейшая афера позволила сразу же взять под контроль терминал «Лимана». Впрочем, руководитель последнего Хомченко не возражал – ведь в СП ТИС ему досталась должность исполнительного директора и солидный бакшиш.
Алексей Ставницер

Алексей Ставницер, «нулевые»


Однако австрийская фирма не спешила вкладываться в достройку терминала, и становилось очевидным, что всё это просто афера с целью прибрать к рукам госимущество. И тогда появился еще один инвеститор – известная норвежская фирма «Norsk Hydro», работающая еще с 1905 года. Она не просто вложила в ТИС свои 15,2 миллиона долларов, но и достроила терминал – который был полностью готов к работе в 1997 году. И вот тут произошло типичное для Украины «кидалово»: сразу после окончания строительства, наивных норвежцев, собиравшихся участвовать в управлении терминалом, просто вышвырнули из бизнеса! Одновременно вместо австрийцев в него зашла выкупившая их долю фирма «Fedcominvest», зарегистрированная в Монако и принадлежащая Алексею Федорычеву. Самого Федорычева тогда полиция Монако и Франции обвиняла в отмывании денег российских и международных криминальных группировок (например, Люберецкой ОПГ), торговле оружием и наркотикам – так что разбираться с норвежцами он поручил Алексею Ставницеру, который возглавил ТИС. В итоге Федорычев выкупил долю «Norsk Hydro», став основным владельцем «Трансивестсервиса», затем вместе со Ставницером и Кутателадзе они разделили между собою государственную долю в ТИС (бывший ГП «Лиман»). Вот так и был создан этот «самый успешный стартап»!

Аферы на причале

В настоящее время Алексей Федорычев остается главным владельцем «Трансинвестсервиса». Непосредственно ему принадлежит 45,47% предприятия, и еще 4% он держит через свою фирму «Fedcominvest. Под вопросом пакет 35,3% акций, несколько лет назад записанных на венчурный инвестиционный фонд «Нобилис» (ЕГРПОУ 38901630), поскольку данные о его владельцах сокрыты – руководит же им Егор Гребенников, старший брат Андрея Ставницера. По информации источников SKELET-info, фондом владеет всё тот же Федорычев, однако он не светится потому, что имел проблемы и с Антимонопольным комитетом, и с правоохранительными органами. А 20 июня 2029 год АОН даже был включен в санкционный список СНБО – однако 14 мая 2020 года Владимир Зеленский своим указом №184/2020 исключил Федорычева из этого черного списка. В самом же деле, нельзя применять санкции в отношении хозяина своего «помощника по Одессе» и владельца предприятия, отстегнувшего в президентский фонд несколько миллионов!

Что до Андрея Ставницера, его брата Егора Гребенникова и их партнера Олега Кутателадзе, то они вместе прямо контролируют лишь 15% ТИС. Однако сейчас ТИС – это холдинг, состоявший из нескольких предприятий: «ТИС-руда», «ТИС-уголь», «ТИС-контейнер» и других, в каждом из которых доли владельцев разные, плюс в некоторых участвуют фирмы из разных стран. Впрочем, большинство этих фирм тоже связаны с Федорычевым или Ставницерами. Но зато у них есть дополнительный заработок: в ходе разрастания новых терминалов ТИС они приватизировали земельные участки под ним (ранее это были пустыри), и теперь сдают их аренду собственному холдингу! Ставницер, ТИС
Не всё в порядке оказалось и с земельным участком в 132 гектара, которым владеет сам ТИС. В 2016 году народный депутат Виталий Куприй передал в правоохранительные органы документы, свидетельствующие о том, что ТИС пользуется этой землей по поддельным документам! Дело в том, что акт на пользование землей выписан 13 марта 2001 года на ООО с иностранными инвестициями ТИС, однако тогда компания была еще СП, и переоформилась в ООО только в 2002 году.

Так же Куприй рассказал и о том, что в 2007 году в ходе коррупционного сговора чиновников «Укрзализныци» и руководства компании по обустройству станции «Черноморская-ТИС» было достигнуто соглашение, по которому железная дорога перестала взимать положенную плату за услуги по подаче и уборке вагонов. В итоге, за год отечественный бюджет недополучил около 60 миллионов гривен, а за 10 лет более полмиллиарда – которые пошли в карманы Федорычева и Ставницеров!

Нужно упомянуть и о еще одной «подработке» совладельцев ТИС, о которой в своё время сообщали СМИ. Речь шла о всё том же Кутателадзе, удивительным образом продолжающего крепко держать свою долю все эти годы. Конечно, это еще тот перец в мире одесской коррупции, но всё же его роль в ТИС часто непонятна: если Ставницеры это управляющие Федорычева, то кто тогда Кутателадзе? И вот на этот вопрос давали такой ответ: Кутателадзе в ТИС является «смотрящим» от нескольких влиятельных людей, занимающихся контрабандой! Причем, не только китайского ширпотреба, где вопрос стоит только о неуплате таможенных сборов, но и таких грузов, само наличие которых тщательно скрывают: оружия и наркотиков. Журналисты делали намеки на то, что в грудах металлолома, руды и угля можно провезти хоть ракетную установку, хоть тонну кокаина: за погрузками-разгрузками наблюдают всего 1-2 пограничника, которых нетрудно купить.

Аферой оказался и широко разрекламированный Андреем Ставницером «приход крупного международного инвестора», как он назвал компанию «DP World» из Дубая (где как раз тогда жил и учился его сынок Давид). Осенью 2016 году представители «P&O Maritime» (компания с 2006 года принадлежит «DP World») обратились к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну и директору Одесского порта Игорю Ткачуку с деловым предложением купить принадлежащие порту двенадцать буксиров. Купить всего за 50 миллионов долларов, причем заплатив сразу только половину, а остальные участиями в течение 10 лет. В составе делегации «P&O Maritime», кроме иностранцев, были и Андрей Ставницер со своим директором по развитию ТИС Филиппом Грушко (см. список персон), которые лоббировали интересы арабской фирмы. Более того, позже сообщали, что именно Ставницер был инициатором всей этой затеи!
Ставницер, ТИС

Хотя Омелян был не против этой сделки, она сорвалась из-за упрямства руководства Одесского порта, а затем к скандалу подключилась и общественность, потрясающая финансовыми расчетами: согласно им, держава могла потерять до 4 миллиардов гривен! Для большей убедительности подняли даже профсоюз порта, вышедший на акцию протеста.

Читайте также:  Что же случилось в Одесском морпорту?

Однако Андрей Ставницер не успокоился, и состряпал другую буксирную сделку - уже в порту Южный. Там его компания «SD Capital» выступила организатором покупки всё той же «P&O Maritime» буксирной компании «LB Shipping», и последняя была переименована в «P&O Maritime Ukraine». В чем интерес Ставницера? В том, что он (а также Егор Гребенников и Олег Кутателадзе) имеют в этой компании долю и фактически управляют ею, так же как и терминалами ТИС. И в том, что теперь только они контролируют все буксиры в порту Южный – а значит, это открывает им дорогу к захвату всего порта (напомним, что ТИС занимает только его часть порта). При этом они будут прикрываться участием в ТИС дубайской компании «DP World», что, в первую очередь, даем им руки надежный политический щит против украинских правоохранительных органов. И когда в следующий раз НАБУ или СБУ снова придут с обысками в офисы ТИС, то Ставницер на весь мир заорет, что глупые украинские следователи распугивают международных инвесторов.

Сергей Варис, для SKELET-info