29.01.17

Кто исполнял коррупционные схемы в Одесском порту?


Последнее время в украинских медиа нарастает вал публикаций о тотальной коррупции в государственном предприятии «Администрация морских портов Украины» (АМПУ). Публикуются подробные схемы разворовывания денег, раскрываются коррупционные механизмы, называются фамилии высокопоставленных заказчиков и организаторов этих схем.


Однако чаще всего «за кадром» остаются скромные исполнители всех этих злоупотреблений на местах – те, кто непосредственно крадет, отмывает, выводит, перегружает, недоливает, вымогает и осуществляет поборы.

Безусловно, самым коррумпированным подразделением в АМПУ является Одесский филиал (администрация Одесского порта), который с момента его создания в 2013 г. возглавляет одессит Михаил Соколов. Именно его руками филиал был превращен в гигантскую воронку по поглощению бюджетных средств и в рекордсмена по числу шокирующих журналистских расследований, по суммам поборов с бизнес-структур и по количеству разворованных и пущенных на ветер государственных средств.

Михаил Соколов пересчитывает деньги у себя в кабинете

Именно через Соколова были запущены механизмы давления на стивидорные компании и реализовывались все коррупционные схемы, связанные с деятельностью администрации Одесского порта. Также он четко выполнял указания своих хозяев по продвижению в порту интересов определенных частных предприятий. Этот «опытный специалист» с целью осуществления противоправных схем по хищению средств государственного предприятия окружил себя лицами, которые усердно «пилили» средства госпредприятия с помощью различного рода фиктивных работ и услуг, дноуглублений, откатов, тендеров, фирм-прокладок и т.д. Среди них выделяется его первый заместитель Руслан Сахаутдинов, выполняющий функцию «кошелька».

В интернете можно найти немало информации, которая свидетельствует, что в Одесском филиале были специально созданы условия для деятельности организованной группы преступников, целью которой является беззастенчивое разворовывание средств стратегического предприятия. Неоднократно сообщалось, что в целом сумма злоупотреблений в Одесском порту исчисляется десятками миллиардов гривен.

Некоторые схемы на удивление просты. С каждого приходящего в Одесский торговый порт судна руководство администрации порта за быструю разгрузку требовало 1 доллар наличными за тонну. Таким образом, в месяц собирали до 2 миллионов долларов «черным налом».

Даже за поставку стройматериалов на территорию Одесского порта у предпринимателей вымогали миллионы гривень!

Также администрацией порта было организовано несколько «кормушек», где регулярно разворовываются немалые государственные деньги. Например, нескончаемое строительство причала 1-з, на который уже потрачено около полумиллиарда гривен, а конца и края этому строительству не видно. В медиа можно найти подробную информацию, как вследствие нарушений технологий и норм эксплуатации, в частности перегрузов, администрация порта «убила» 7-й причал вместе с двумя портовыми кранами, и теперь для ликвидации следов своих преступлений пытается потратить 1 миллиард 100 миллионов грн. государственных средств на его реконструкцию.

Понятно, что Соколов не был самостоятельной фигурой и являлся лишь исполнителем поручений своих влиятельных хозяев, однако именно его роль в порту можно определить словом «смотрящий». Терминология уголовной среды здесь не случайна, как и направления деятельности Соколова, который занимался отнюдь не привлечением инвестиций в развитие порта, а лишь выжиманием как можно больших денег со всех, кто в той или иной мере участвует в портовом бизнесе. Например, регулярным введением новых поборов за въезд на территорию порта. В некоторых публикациях его деятельность описывают криминальными понятиями: «занимался портовым бандитизмом», «кошмарил автоперевозчиков», «выбивал деньги со стивидоров» и т.д.

Если отойти от этих хотя и уголовных, но объективных характеристик его деятельности, то ее результаты — реально провальные. Разрушающаяся гостиница в центре одесского морского вокзала, ставшая памятником его бездеятельности, остановка проекта создания контейнерного терминала, неработающий аква-парк на территории базы отдыха Одесского морпорта, недореконструированный Морвокзал — вот наглядные результаты бизнес-деятельности Соколова. На сооружение и содержание этих объектов ушли государственные миллиарды, а отдачи получено — ноль.

До определенного момента высокое покровительство помогало ему избежать неприятностей.

Летом 2016 года в администрации порта провели обыск – кроме всего прочего, изымалась документация, связанная с коррупционными тендерами, которые проводились для работ по дноуглублению порта. Согласно информации Нацполиции, при проведении дноуглубительных работ должностные лица администрации присвоили многомиллионные средства госпредприятия.

Кроме того, в администрации были выявлены необоснованные растраты, обнаружены финансовые махинации с недополученной прибылью за эксплуатацию причалов, списанием горючего "налево", завышением стоимости строительных работ, а также выплатой налогов и взносов в фонды социального страхования.

Как и предполагалось, самые значительные растраты финансовых средств связаны с сооружением контейнерного терминала на Карантинном молу, строительство которого финансировало государство. Причем, после того как утонул волнолом, именно Соколов активно прятал концы в воду, истратив более 500 млн. грн. сверх сметы – чтобы не только исправить и спрятать допущенные ранее нарушения, но и отмыть значительную часть этих денег через не проведенные или не полностью проведенные работы.

Эксперты утверждают, что полная сумма прямых и косвенных убытков в результате различных злоупотреблений с момента начала строительства контейнерной площадки составляет порядка миллиарда долларов. Кроме того, коррупционные и непрофессиональные действия руководства Одесского филиала во время исполнения этого проекта поставили под сомнение возможность реализации совместных проектов в отрасли и отпугнули крупных инвесторов.

Несмотря на прикрытие Михаила Соколова высокими должностными лицами в министерстве, в начале 2016 года под давлением многочисленных фактов министр инфраструктуры Омелян был вынужден отстранить его от должности руководителя Одесского филиала. Подозрительно, что зная о системной и организованной коррупции в администрации Одесского порта, ни один министр даже не пытался совершить там ротацию. Это можно объяснить лишь желанием сохранить в порту все коррупционные схемы в лице их скромных и послушных исполнителей.

Как бы там ни было, но имена всех людей, организовывавших и совершавших мошеннические операции и хищения в Одесском порту, должны быть названы, а сами они наказаны.

Аргумент