Из всех одесских семейных кланов, Урбанские до недавнего времени оставались самыми неприметными, избегающими публичной политики и широкой огласки своей деятельности. Ведь их семейству было что прятать не только от украинских журналистов и общественности, но и от международных инспекций, борющихся с контрабандой и нарушениями эмбарго. Сегодня они пытаются глубоко зарыть свои тайны прошлого и войти в украинкою политику совершенно чистыми и невинными, словно после бани. Однако трудно отмыть добела того, кто постоянно вымазывается в новых скандалах.
Жил отважный капитан
Фамилия Урбанских в Одессе известна уже давно, благодаря скандальному папе
нынешнего председателя областного совета, создавшего в городе свой
весьма влиятельный семейный клан – чьи связи достигают Киева, а бизнес
выходят далеко за пределы Украины. Однако родился Игорь Анатольевич
Урбанский в далеком грузинском городке Ахалкалаки, 2 августа 1953 года, в
семье офицера КГБ. Служил ли его отец в госбезопасности, или же в
расположенном там 38-й Ахалцихском погранотряде, Игорь Урбанский никогда
не рассказывал. Но известно, что его отец затем перевелся в Кутаиси и
дослужился до звания полковника, и имел большое влияние на весьма
строптивого сына, не пожелавшего в юности поступать в престижный МГИМО.
Кто знает, каких высот в карьере и бизнесе мог бы достичь расторопный и
энергичный дипломат Игорь Урбанский, но вместо скучного московского
института его потянуло на морскую романтику. В 1970 году Урбанский
сбежал от отца в Одессу и поступил в Высшее инженерное мореходное
училище (сегодня это Национальный университет «Одесская морская
академия»).
Впрочем, и там юный Игорь проявил себя настолько антисоциальным элементом, что однажды был даже отчислен из училища, после чего ему, не без помощи влиятельного отца, пришлось восстанавливаться вновь. Кроме того, бравый курсант Урбанский поспешил жениться, и 21 июля 1975 года у него родился первенец: сына назвали Анатолием в честь деда. В итоге учеба затянулась на шесть лет, и только в 1976-м Игорь Урбанский получил диплом по специальности «Судовождение на морских путях». Отец помог ему еще раз и устроил сына на работу в торговый флот СССР – куда очередь из желающих плавать в «загранку» выстраивалась на много лет вперед. Для Игоря Урбанского эта работа стала самой главной школой жизни и первой ступенькой к большому бизнесу – азы которого он постигал, привозя из-за границы дефицитные диковинки импортного ширпотреба. По мере роста карьеры с третьего помощника до капитана корабля, росли и его возможности в «челночной торговле». В Одессе, ставшей его домом, Игорь Урбанский обзавелся массой нужных связей с важными людьми того времени: от портовых таможенников и городских чиновников до фарцовщиков и уголовных авторитетов.
В 1986 году, во время самого расцвета нелегальной торговли импортом, Игорь Урбанский бросает свою престижную и хлебную работу. Причина этого осталась неизвестной, и лишь отдаленные слухи говорят, что у него возникли какие-то очень серьезные проблемы с законом, которые он не смог решить даже со всеми своими связями. И тогда Игорь Урбанский переквалифицировался из капитанов в кооператоры: выкупил старый речной пароход, перерегистрировал его в класс «река-море» и через своих знакомых оформил во фрахт иностранной компании. Пароход начал возить товары из Турции, а затем и отечественных «челноков». Перевозка оказалось делом еще более выгодным, чем торговля — и вскоре Урбанский подобным образом увеличил свой личный флот еще на несколько судов.
Нужно заметить, что такая «инновация» была явным нарушением всех технических норм: зачастую небольшие речные суда просто не приспособлены для моря. В 90-х и в «нулевых», во время расцвета «челночного» бизнеса, несколько таких пароходиков стали причинами трагедий: их накрывали высокие волны, смывая с палуб пассажиров и груз, а два перегруженных судна перевернулись. Но к тому времени Игорь Урбанский уже занимался куда более прибыльным дельцем.
Впрочем, и там юный Игорь проявил себя настолько антисоциальным элементом, что однажды был даже отчислен из училища, после чего ему, не без помощи влиятельного отца, пришлось восстанавливаться вновь. Кроме того, бравый курсант Урбанский поспешил жениться, и 21 июля 1975 года у него родился первенец: сына назвали Анатолием в честь деда. В итоге учеба затянулась на шесть лет, и только в 1976-м Игорь Урбанский получил диплом по специальности «Судовождение на морских путях». Отец помог ему еще раз и устроил сына на работу в торговый флот СССР – куда очередь из желающих плавать в «загранку» выстраивалась на много лет вперед. Для Игоря Урбанского эта работа стала самой главной школой жизни и первой ступенькой к большому бизнесу – азы которого он постигал, привозя из-за границы дефицитные диковинки импортного ширпотреба. По мере роста карьеры с третьего помощника до капитана корабля, росли и его возможности в «челночной торговле». В Одессе, ставшей его домом, Игорь Урбанский обзавелся массой нужных связей с важными людьми того времени: от портовых таможенников и городских чиновников до фарцовщиков и уголовных авторитетов.
В 1986 году, во время самого расцвета нелегальной торговли импортом, Игорь Урбанский бросает свою престижную и хлебную работу. Причина этого осталась неизвестной, и лишь отдаленные слухи говорят, что у него возникли какие-то очень серьезные проблемы с законом, которые он не смог решить даже со всеми своими связями. И тогда Игорь Урбанский переквалифицировался из капитанов в кооператоры: выкупил старый речной пароход, перерегистрировал его в класс «река-море» и через своих знакомых оформил во фрахт иностранной компании. Пароход начал возить товары из Турции, а затем и отечественных «челноков». Перевозка оказалось делом еще более выгодным, чем торговля — и вскоре Урбанский подобным образом увеличил свой личный флот еще на несколько судов.
Нужно заметить, что такая «инновация» была явным нарушением всех технических норм: зачастую небольшие речные суда просто не приспособлены для моря. В 90-х и в «нулевых», во время расцвета «челночного» бизнеса, несколько таких пароходиков стали причинами трагедий: их накрывали высокие волны, смывая с палуб пассажиров и груз, а два перегруженных судна перевернулись. Но к тому времени Игорь Урбанский уже занимался куда более прибыльным дельцем.
Оружейный барон
В 1991-92 г.г. независимую Грузию потряс первый переворот, и её главой стал Эдуард Шеварднадзе, который в следующие два года вел гражданскую войну против сторонников свергнутого Гамсахурдиа и сепаратистов Абхазии и Южной Осетии. Война требовала большого количества оружия, боеприпасов и амуниции, которые Грузия тогда могла покупать в Украине и Молдавии (включая Приднестровье). И вот тут, как писали СМИ, один из кутаисских одноклассников Игоря Урбанского, ставший телохранителем Шеварднадзе, порекомендовал тому своего друга детства как надежного человека. И в 1992 году Урбанский зарегистрировал ООО «Эвас», которое вплоть до 2001 года официально занималось поставками в Грузию «товаров народного потребления», а помимо этого в 1992-93 г.г. провозило вооружения, боеприпасы, взрывчатку и обмундирование с военных складов бывшего Одесского военного округа. Сей бизнес был недолгим, но весьма выгодным: перевозка полулегально предаваемого оружия предусматривает очень высокие «премиальные», и через несколько лет Игорь Урбанский вновь возьмется за подобную возможность заработать.
Пока будущие украинские олигархи еще только присматривались к заводам, Игорь Урбанский уже прибирал к рукам свой основной производственный фонд – корабли разваливающихся Черноморского и Дунайского пароходств. При этом необязательно было выкупать в собственность все корабли, производя лишние траты: часто судно фрахтовалось и перефрахтовалось, работало и приносило доходы, а вот все расходы по его обслуживанию и ремонт нес собственник (государство).
В 1994 году Игорь Урбанский зарегистрировал в оффшоре острова Мэн компанию «Kaalbye Ltd», которая стала основой его «империи Каалбай». В дальнейшем Урбанский создает и регистрирует в оффшорах Виргинских островов и Кипра несколько дочерних компаний: «Kaalbye Shipping International Ltd» (1996) «Kaalbye Oil Services» (1997), «Kaalbye Agency Services Limited», «Kaalbye Shipping Cyprus», «Kaalbye Marine Service», «LLC Kaalbye Yacht», затем открывая и возглавляя их представительства в Одессе. Также он создал панамский холдинг «Kaalbye Group Ltd» — через который затем возникли ««Kaalbye Transport Ltd» и «Украинское морское агентство», открыл АОЗТ «Эпикор» и АОЗТ «Эпсилон», панамскую «Next Generation Finance» и еще ряд других предприятий, тоже выведенных в оффшоры по разным схемам. К 2008 году грузовой флот Урбанского насчитывал 30 кораблей, принадлежавших его компаниям, плюс по мере необходимости он фрахтовал суда у других судовладельцев. Довольно быстро «Kaalbye» вышла на международный уровень, осуществляя морские перевозки крупнотоннажными судами, и помимо этого занимаясь разными дополнительными услугами – вплоть до предоставления обученных экипажей для яхт олигархов.
Однако время от времени Игоря Урбанского тянуло на старое – то есть к торговле оружием. Избежать этого соблазна было трудно, поскольку именно через Одесские порты велась легальная, полулегальная и нелегальная распродажа украинского и российского оружия по всему миру, и транспортные компании Урбанкого просто не могли остаться в стороне от столь выгодных сделок. И время от времени его фамилия всплывала в скандальных историях. Так, 24 февраля 2001 года в порту Лас-Пальмас (Канарские острова, Испания) было задержано судно «Анастасия», зафрахтованное «Kaalbye Shipping» у грузинской комапании (и плывшее под грузинским флагом). На его борту были обнаружены 636 тонн оружия и боеприпасов, задекларированных как «автозапчасти», которые были проданы фирмой «Росвооружение» ангольской фирме «Симпортекс».
В том же году компания Урбанского участвовала в скандальной продаже Ирану крылатых ракет Х-55. Скандал разразился потому, что эти ракету относились к носителям ядерного оружия и должны были быть уничтожены Украиной согласно договору о разоружении, однако 20 единиц «завалялись на складах». Затем их списали «в связи с завершением сроков хранения», и ракеты попали в руки фирмы «Прогресс», которая через посредников продала 12 ракет Ирану и 8 Китаю, воспользовавшись для перевозки услугами «Kaalbye Shipping». Впрочем, Игорь Урбанский из этого скандала вновь вышел сухим, а вот связанным с ним чиновникам и бизнесменам повезло меньше. Сообщалось, что в течение 2002-2006 г.г. на тот свет отошли несколько подельников Урбанского по оружейному бизнесу: бывший «Укрспецэкспорта» Валерий Малеев (март 2002, автокатастрофа), ирано-австрийский бизнесмен Хайдер Сарфраз (январь 2004, автокатастрофа), украинский бизнесмен Сергей Петров (январь 2004, взорван в своей машине), российский бизнесмен Сергей Орлов (январь 2006, помещен в психлечебницу, где сразу же получил инсульт).
Ракеты для Чавеса и снаряды для Асада
25 сентября 2008 году сомалийскими пиратами у берегов Кении было захвачено грузовое судно «Фаина» с украинским экипажем и украинским же грузом. На его борту находятся 33 танка Т-72М1, 6 установок БМ-21 «Град», 150 комплектов гранатометов РПГ-7В, зенитно-пулеметные установки, боеприпасы и системы динамической защиты бронетехники. Официально это оружие поставлялось Украиной в Кению по официальному контракту, однако возникло подозрение, что на самом деле груз предназначался охваченном гражданской войной Судану, на поставки которому вооружений было наложено эмбарго ООН. Захват корабля привлек внимание мировой общественности, в регион прибыли военные корабли других стран, и именно тогда капитан эсминца американского «Howard» Джейн Кэмпбел заявила следующее: «грузовое судно «Фаина» под флагом Белиза принадлежит и управляется компанией «Kaalbye Shipping Ukraine». Однако компания не подтвердила эту информацию, а её владелец Игорь Урбанский, с декабря 2007 года работавший заместителем министра транспорта Украины Иосифа Винского, начал её категорически опровергать – утверждая, что владельцем судна является израильский бизнесмен Вадим Альперин. Так же он клялся, что имеет с Альперином чисто случайное «шапочное» знакомство, хотя позднее источник в Минстраспорте поведал о наличие у Игоря Урбанского и Вадима Альперина совместного бизнеса.
Злополучное судно «Фаина» после освобождения
Неожиданно на защиту своего зама грудью встал Иосиф Винский, заявивший «…я сам спрашивал это у Урбанского, он отчитался, что не имеет к «Фаине» никакого отношения». Столь нелепое оправдание в стиле «поверьте нам на слово» ничуть не убедило украинцев, с напряжением следящих за развитием событий. А после окончания эпопеи появилась негласная информация о том, что переговоры с пиратами затянулись на четыре с лишним месяца из-за судовладельца, который сбивал сумму выкупа. Также стало известно, что в период 2007-2009 годов «Kaalbye» участвовала в торговле оружием совместно с компаниями «Tomex Team», «Waterlux AG», «Almar» и «Phoenix Trans-Servis».
Едва ли не больше чем украинским оружием, компании Игоря Урбанского торговали российским – точнее, тоже осуществляли его перевозку. Получить выгодные контракты удавалось благодаря Борису Когану, бизнес-партнеру Урбанкого, соучредителя и директору «Kaalbye Shipping Ukraine», который также входил в состав совета директоров российской компании «RT-Logistika». В свою очередь владельцем «RT-Logistika» (51% акций) является государственный холдинг «Russian Technologies», Сергеем Чемезовым – близким знакомым и доверенным лицом Владимира Путина. Поэтому неудивительно, что, по информации американской компании «C4ADS», в 2012 году именно «Kaalbye Shipping» занималась перевозкой в Венесуэлу зенитных комплексов С-300, проданных Россией Уго Чавесу по контракту на сумму в 4 миллиарда долларов. Впрочем, эта сделка была совершенно легальной, в отличие от следующей.
В январе 2013 года принадлежащие компании «Kaalbye Shipping» 7 грузовых кораблей, в том числе «Ocean Voyager» и «Ocean Fortune», вышли из украинского порта Октябрьск (Николаев) и направились в Средиземное море, где затем выключили свои навигационные приборы и «исчезли» из поля зрения навигационных служб. По утверждениям «C4ADS», так была организована поставка российского оружия (бронетехника, артиллерия, боеприпасы) в Сирию для армии Асада – а это уже было нарушением международного эмбарго. Этот трафик действовал до середины 2013 года, пока в западной прессе не появились разоблачающие публикации, после чего в Киеве сделали удивленное лицо и развели руками.
Самое удивительное, что при этом компании «Kaalbye» так и не получили никакого «нагоняя» со стороны Запада. Более того, «Kaalbye» продолжает, как ни в чем ни бывало, оставаться подрядчиком «US Military Sealift command», занимающейся грузовыми перевозками для американского флота – то есть успешно на работать на два фронта, обслуживая стратегических противников.
Знакомство Игоря Урбанского с коренным одесситом Василием Цушко состоялась еще в бытность последнего народным депутатом. А вот когда в феврале 2005 года Цушко стал председателем Одесской ОГА, то в его кабинет зачастили «лучшие люди города» — в том числе и Урбанский, который тут же вступил в Социалистическую партию. Более того, он оказал СПУ немалую финансовую поддержку, благодаря чему попал в её избирательный список (№37) на выборах 2006 года и стал депутатом Верховной Рады. Там Игорь Урбанский стал членом политсовета СПУ, заместителем комитета по вопросам ТЭК и ядерной политики, а в сентябре 2006-го стал заместителем министра транспорта Николая Рудьковского. Сообщалось, что Урбанский сам должен был стать министром (его кандидатуру лоббировал Цушко), но этому якобы помешали депутаты российской Госдумы, приславшие в Украину запрос о причастности Урбанского к продаже Х-55 Ирану. И тогда министром транспорта стал Николай Рудьковский, а Урбанский его заместителем.
Что ж, нет худа без добра: на посту заместителя министра Урбанский пережил два правительства. После политического кризиса 2007 года состоялись внеочередные выборы, и Игорь Урбанский, приобретший себе №34 в списке СПУ, в парламент уже не попал. Но зато он остался в своем кресле при новом министре Иосифе Винском – опять же, по рекомендации Василия Цушко, проработав там до июля 2009 года. После этого недолгая политическая карьера Игоря Урбанского закатилась, и он вновь с головой ушел в свой бизнес, закрывшись от публичных взоров в своем надежно охраняемом офисе. Зато в Одессе зазвучали имена его сыновей: старшего Анатолия и младшего Александра, которым в 2007 году отец сделал один «памятный подарок».
Неожиданно на защиту своего зама грудью встал Иосиф Винский, заявивший «…я сам спрашивал это у Урбанского, он отчитался, что не имеет к «Фаине» никакого отношения». Столь нелепое оправдание в стиле «поверьте нам на слово» ничуть не убедило украинцев, с напряжением следящих за развитием событий. А после окончания эпопеи появилась негласная информация о том, что переговоры с пиратами затянулись на четыре с лишним месяца из-за судовладельца, который сбивал сумму выкупа. Также стало известно, что в период 2007-2009 годов «Kaalbye» участвовала в торговле оружием совместно с компаниями «Tomex Team», «Waterlux AG», «Almar» и «Phoenix Trans-Servis».
Едва ли не больше чем украинским оружием, компании Игоря Урбанского торговали российским – точнее, тоже осуществляли его перевозку. Получить выгодные контракты удавалось благодаря Борису Когану, бизнес-партнеру Урбанкого, соучредителя и директору «Kaalbye Shipping Ukraine», который также входил в состав совета директоров российской компании «RT-Logistika». В свою очередь владельцем «RT-Logistika» (51% акций) является государственный холдинг «Russian Technologies», Сергеем Чемезовым – близким знакомым и доверенным лицом Владимира Путина. Поэтому неудивительно, что, по информации американской компании «C4ADS», в 2012 году именно «Kaalbye Shipping» занималась перевозкой в Венесуэлу зенитных комплексов С-300, проданных Россией Уго Чавесу по контракту на сумму в 4 миллиарда долларов. Впрочем, эта сделка была совершенно легальной, в отличие от следующей.
В январе 2013 года принадлежащие компании «Kaalbye Shipping» 7 грузовых кораблей, в том числе «Ocean Voyager» и «Ocean Fortune», вышли из украинского порта Октябрьск (Николаев) и направились в Средиземное море, где затем выключили свои навигационные приборы и «исчезли» из поля зрения навигационных служб. По утверждениям «C4ADS», так была организована поставка российского оружия (бронетехника, артиллерия, боеприпасы) в Сирию для армии Асада – а это уже было нарушением международного эмбарго. Этот трафик действовал до середины 2013 года, пока в западной прессе не появились разоблачающие публикации, после чего в Киеве сделали удивленное лицо и развели руками.
Самое удивительное, что при этом компании «Kaalbye» так и не получили никакого «нагоняя» со стороны Запада. Более того, «Kaalbye» продолжает, как ни в чем ни бывало, оставаться подрядчиком «US Military Sealift command», занимающейся грузовыми перевозками для американского флота – то есть успешно на работать на два фронта, обслуживая стратегических противников.
Социалистическая партия олигархов
Знакомство Игоря Урбанского с коренным одесситом Василием Цушко состоялась еще в бытность последнего народным депутатом. А вот когда в феврале 2005 года Цушко стал председателем Одесской ОГА, то в его кабинет зачастили «лучшие люди города» — в том числе и Урбанский, который тут же вступил в Социалистическую партию. Более того, он оказал СПУ немалую финансовую поддержку, благодаря чему попал в её избирательный список (№37) на выборах 2006 года и стал депутатом Верховной Рады. Там Игорь Урбанский стал членом политсовета СПУ, заместителем комитета по вопросам ТЭК и ядерной политики, а в сентябре 2006-го стал заместителем министра транспорта Николая Рудьковского. Сообщалось, что Урбанский сам должен был стать министром (его кандидатуру лоббировал Цушко), но этому якобы помешали депутаты российской Госдумы, приславшие в Украину запрос о причастности Урбанского к продаже Х-55 Ирану. И тогда министром транспорта стал Николай Рудьковский, а Урбанский его заместителем.
Что ж, нет худа без добра: на посту заместителя министра Урбанский пережил два правительства. После политического кризиса 2007 года состоялись внеочередные выборы, и Игорь Урбанский, приобретший себе №34 в списке СПУ, в парламент уже не попал. Но зато он остался в своем кресле при новом министре Иосифе Винском – опять же, по рекомендации Василия Цушко, проработав там до июля 2009 года. После этого недолгая политическая карьера Игоря Урбанского закатилась, и он вновь с головой ушел в свой бизнес, закрывшись от публичных взоров в своем надежно охраняемом офисе. Зато в Одессе зазвучали имена его сыновей: старшего Анатолия и младшего Александра, которым в 2007 году отец сделал один «памятный подарок».
Александр и Анатолий Урбанские
Речь идет о приватизации Измаилского судостроительно-судоремонтного завода, которая стала примером типичной «прихватизации». История началась еще в 2004 году, когда доведенный до убытков завод взяло в аренду на 10 лет специально созданное ЗАО «ИССЗ», принадлежавшее ООО «Альфа-Инвест», которой владела семья одесского депутата Юрия Крука. Однако в конце 2006 года Круки уступили свой контрольный пакет акций «Альфа-Инвест» холдингу «Kaalbye Group Ltd». Урбанского не устраивала аренда завода, и он, используя свои возможности и связи, протолкнул через Фонд Госимущества (на тот момент, возглавляемый социалисткой Валентиной Семенюк, решение о приватизации завода. Предприятие площадью 22 гектара с тремя плавучими доками и всеми инфраструктурными цехами выставили на аукцион, оценив в 3 миллиона долларов. За эту сумму его и «выкупила» компания Урбанского, руководство которой он на тот момент уже передал своим сыновьям. После этого предприятие «переформатировали», разделив на две части: непосредственно заводом владеет ООО «Судоремонтное предприятие «Дунайсудосервис», а его причалы, способные также служить для погрузки-разгрузки судов, передали ОАО «Измаильский речной порт «Дунайсудосервис».
Речь идет о приватизации Измаилского судостроительно-судоремонтного завода, которая стала примером типичной «прихватизации». История началась еще в 2004 году, когда доведенный до убытков завод взяло в аренду на 10 лет специально созданное ЗАО «ИССЗ», принадлежавшее ООО «Альфа-Инвест», которой владела семья одесского депутата Юрия Крука. Однако в конце 2006 года Круки уступили свой контрольный пакет акций «Альфа-Инвест» холдингу «Kaalbye Group Ltd». Урбанского не устраивала аренда завода, и он, используя свои возможности и связи, протолкнул через Фонд Госимущества (на тот момент, возглавляемый социалисткой Валентиной Семенюк, решение о приватизации завода. Предприятие площадью 22 гектара с тремя плавучими доками и всеми инфраструктурными цехами выставили на аукцион, оценив в 3 миллиона долларов. За эту сумму его и «выкупила» компания Урбанского, руководство которой он на тот момент уже передал своим сыновьям. После этого предприятие «переформатировали», разделив на две части: непосредственно заводом владеет ООО «Судоремонтное предприятие «Дунайсудосервис», а его причалы, способные также служить для погрузки-разгрузки судов, передали ОАО «Измаильский речной порт «Дунайсудосервис».
Приватизация не пошла на пользу заводу, о чем можно было узнать из распространяемых позже оппозиционных газет, критикующих его владельца Александра Урбанского за сокращенный вчетверо рабочий коллектив и крайне низкие зарплаты. Другие независимые источники сообщали о том, что все заказы на «Дунайсудосервисе» оформляются через оффшорную компанию, которая получает оплату за выполненную работу, не выплачивая при этом никаких налогов в бюджет Украины. Часть денег затем переводится для закупки материалов и заплаты работникам, а остальные превращаются в чистую прибыль семейного бизнеса Урбанских.
Однако семейный клан Урбанских интересуют не только заводы и пароходы, но и ценная недвижимость в историческом центре Одессы. Так, летом 2012 года они начали процедуру вывода из коммунальной собственности города двух зданий, относящихся к памятникам архитектуры: дома Новикова (Дерибасовская, 12) и доходного дома Григорьева (Ланжеронская, 12). Источники сообщают, что Урбанские собирались действовать по отработанной схеме: сначала принадлежащая им компания возьмет здания в аренду, а после выкупит их по минимальной стоимости. Между тем оценочная рыночная цена этих двух зданий превышает два миллиона долларов – и вряд ли Одесса получит от Урбанских такие деньги. Тем более что теперь Анатолий Урбанский и его брат Алексей Урбанский фактически получили возможность распоряжаться городом и областью как своей вотчиной.
Дом Новикова (слева) и дом Григорьева (справа), приглянувшиеся Урбанским
Старший из братьев Урбанских, Анатолий Игоревич, пошел по стопам отца в самом буквальном смысле: в 1997-м он закончил то же Одесское высшее мореходное по специальности «Организация перевозок и управление на морском транспорте». Вот только порулить кораблем он так и не захотел, предпочтя остаться на суше и заняться «инвестиционной деятельностью» в семейных компаниях. В частности, братья Урбанские являются совладельцами компании «Jameson Global Limited», зарегистрированной в Виргинском оффшоре. Другими совладельцами этой же компании являются одесские бизнесмены Карина и Игорь Авраменко, которые в свою очередь владеют судоходной компанией «Md Shipping» — неоднократной замеченной в нарушении запрета захода в порты Крыма.
Плохо разбирающийся в кораблях и очень хорошо в финансах, Анатолий Урбанский работает «денежным сердцем» семейного бизнеса, создавая и контролируя денежные потоки. Это он, став в 2009 году менеджером по управлению и административной деятельности ОАО «Дунайсудноремонт», помог создать простую и эффективную схему увода финансов предприятия в оффшор. В 2011 году он стал членом наблюдательных советов своих же предприятий ООО «Судоремонтное предприятие «Дунайсудосервис» и ОАО «Измаильский речной порт «Дунайсудосервис». А в 2014-м, перед внеочередными парламентскими выборами, создал и возглавил «Фонд Урбанского «Придунавье», который начала щедро раздавать футбольные мячи и продуктовые наборы избирателям Измаильского райнона, где по 143-му избирательном округу баллотировался его брат Александр – в качестве кандидата от партии «Сильная Украина» Сергея Тигипко. С этой целью осенью 2014-го Тигипко, по приглашению Урбанских, даже приезжал в Измаил посмотреть на их судоремонтный завод и оценить размеры их капиталовложений.
Президентская гвардия Одессы
Старший из братьев Урбанских, Анатолий Игоревич, пошел по стопам отца в самом буквальном смысле: в 1997-м он закончил то же Одесское высшее мореходное по специальности «Организация перевозок и управление на морском транспорте». Вот только порулить кораблем он так и не захотел, предпочтя остаться на суше и заняться «инвестиционной деятельностью» в семейных компаниях. В частности, братья Урбанские являются совладельцами компании «Jameson Global Limited», зарегистрированной в Виргинском оффшоре. Другими совладельцами этой же компании являются одесские бизнесмены Карина и Игорь Авраменко, которые в свою очередь владеют судоходной компанией «Md Shipping» — неоднократной замеченной в нарушении запрета захода в порты Крыма.
Плохо разбирающийся в кораблях и очень хорошо в финансах, Анатолий Урбанский работает «денежным сердцем» семейного бизнеса, создавая и контролируя денежные потоки. Это он, став в 2009 году менеджером по управлению и административной деятельности ОАО «Дунайсудноремонт», помог создать простую и эффективную схему увода финансов предприятия в оффшор. В 2011 году он стал членом наблюдательных советов своих же предприятий ООО «Судоремонтное предприятие «Дунайсудосервис» и ОАО «Измаильский речной порт «Дунайсудосервис». А в 2014-м, перед внеочередными парламентскими выборами, создал и возглавил «Фонд Урбанского «Придунавье», который начала щедро раздавать футбольные мячи и продуктовые наборы избирателям Измаильского райнона, где по 143-му избирательном округу баллотировался его брат Александр – в качестве кандидата от партии «Сильная Украина» Сергея Тигипко. С этой целью осенью 2014-го Тигипко, по приглашению Урбанских, даже приезжал в Измаил посмотреть на их судоремонтный завод и оценить размеры их капиталовложений.
Александр Урбанский и Сергей Тигипко
Родившийся 3 января 1982 года, Александр Игоревич Урбанский рос уже типичным мажором, и в 1998-м был отправлен учиться в Англию: сначала в школу «Bedford Bording», а затем в Плимутский университет, который окончил в 2003 году с диплом юриста морского права. Затем отец отправил его в Россию, в МГУ — где в 2005 году он получил диплом магистра международного бизнеса. Сразу после этого он вернулся в Украину, и отец пристроил его советником министра экономики по вопросам транспорта (с октября 2005 по сентябрь 2006). Затем Александр Урбанский работал заместителем председателя совета директоров ООО «Морской Бизнес Центр» (2006-2008), заместитель директора Одесского филиала АКБ «Восточно-европейский Банк» (2008-2009), и замдиректора «Kaalbye Logistics», специализирующейся на контейнерных перевозках.
И вот в 2014-м Александра Урбанского решили сделать народным депутатом – а там чем черт не шутит, может быть, он стал бы и замминистра, как когда-то отец! Затея удалась наполовину, и не без курьеза: баллотировавшийся под флагами «Сильной Украины» Тигипко, избиравшийся в Верховную Раду Александр Урбанский перебрался там в Блок Петра Порошенко «Солидарность».
Родившийся 3 января 1982 года, Александр Игоревич Урбанский рос уже типичным мажором, и в 1998-м был отправлен учиться в Англию: сначала в школу «Bedford Bording», а затем в Плимутский университет, который окончил в 2003 году с диплом юриста морского права. Затем отец отправил его в Россию, в МГУ — где в 2005 году он получил диплом магистра международного бизнеса. Сразу после этого он вернулся в Украину, и отец пристроил его советником министра экономики по вопросам транспорта (с октября 2005 по сентябрь 2006). Затем Александр Урбанский работал заместителем председателя совета директоров ООО «Морской Бизнес Центр» (2006-2008), заместитель директора Одесского филиала АКБ «Восточно-европейский Банк» (2008-2009), и замдиректора «Kaalbye Logistics», специализирующейся на контейнерных перевозках.
И вот в 2014-м Александра Урбанского решили сделать народным депутатом – а там чем черт не шутит, может быть, он стал бы и замминистра, как когда-то отец! Затея удалась наполовину, и не без курьеза: баллотировавшийся под флагами «Сильной Украины» Тигипко, избиравшийся в Верховную Раду Александр Урбанский перебрался там в Блок Петра Порошенко «Солидарность».
Александр Урбанский и Дмитрий Ярош в парламенте
Министром он так и не стал, но, как оказалось, не прогадал с выбором – ставка на нового президента полностью оправдала ожидания Урбанских, когда Анатолий Игоревич решил побороться за власть над Одесской областью. Избранный в 2015 в областной совет от того же Измаила, Анатолий Урбанский тоже присоединился к «Солидарности», и стал её кандидатом во время выборов председателя облсовета. 19 ноября 2015 года большинством голосов Анатолий Урбанский был утвержден на эту должность. Как говорили, в этом ему помогли одесский городской голова Геннадий Труханов и влиятельный одесский мажор Алексей Гончаренко — сын бывшего мэра Одессы Алексея Коктусева (2010-2013), в 2010-2013 годах работавший заместителем председателя Одесского облсовета, а в феврале-ноябре 2014-го сам его возглавлявший. Бывший регионал Труханов и член «Солидарности» Гончаренко обеспечили Анатолию Урбанскому и голоса депутатов, и благосклонность президента Петра Порошенко, создававшего в Одессе свою новую гвардию.
Министром он так и не стал, но, как оказалось, не прогадал с выбором – ставка на нового президента полностью оправдала ожидания Урбанских, когда Анатолий Игоревич решил побороться за власть над Одесской областью. Избранный в 2015 в областной совет от того же Измаила, Анатолий Урбанский тоже присоединился к «Солидарности», и стал её кандидатом во время выборов председателя облсовета. 19 ноября 2015 года большинством голосов Анатолий Урбанский был утвержден на эту должность. Как говорили, в этом ему помогли одесский городской голова Геннадий Труханов и влиятельный одесский мажор Алексей Гончаренко — сын бывшего мэра Одессы Алексея Коктусева (2010-2013), в 2010-2013 годах работавший заместителем председателя Одесского облсовета, а в феврале-ноябре 2014-го сам его возглавлявший. Бывший регионал Труханов и член «Солидарности» Гончаренко обеспечили Анатолию Урбанскому и голоса депутатов, и благосклонность президента Петра Порошенко, создававшего в Одессе свою новую гвардию.
Анатолий Урбанский
В развернувшейся борьбе между одесским мэром Трухановым и главой Одесской ОГА Михаилом Саакашквили новый председатель облсовета занял сначала осторожно-выжидательную позицию, заявив, что между ним и Саакашвили нет никаких трений. А Урбанский-отец даже пожертвовал два миллиона гривен в фонд «На благо Одессы», из которого финансировалась политическая реклама Саакашвили.
В развернувшейся борьбе между одесским мэром Трухановым и главой Одесской ОГА Михаилом Саакашквили новый председатель облсовета занял сначала осторожно-выжидательную позицию, заявив, что между ним и Саакашвили нет никаких трений. А Урбанский-отец даже пожертвовал два миллиона гривен в фонд «На благо Одессы», из которого финансировалась политическая реклама Саакашвили.
Однако после того, как на Анатолия Урбанского «наехал» областной прокурор Давид Сакварелидзе, обвинил его в связях с «бриллиантовыми прокурорами», управлении активами сбежавших из страны Сергея Курченко и Александра Януковича и потребовал люстрации председателя облсовета, тот занял «антигрузинскую» позицию. Сначала Урбанский присоединился к тем, кто требовал отставки Сакварелидзе, а затем поддержал Гончаренко и Труханова в их войне против Саакашвили. Но едва ли не больше влияние на смену позиции Анатолия Урбанского оказало охлаждение отношения к Саакашвили со стороны самого Петра Порошенко, который, похоже, решил оставить Одессу в распоряжении местных семейных кланов в обмен на их политическую лояльность к Банковой.
SKELET-info