15.03.21

Отвечай правильно и спи спокойно

В последние годы у многих далеких от преступного мира людей была возможность убедиться в верности пословицы "От сумы и от тюрьмы не зарекайся". В офис врываются милиционеры, переворачивают все вверх дном, а потом, забрав документы, с которыми вы работали, вызывают вас к девяти утра на допрос. Большинство людей в такой ситуации теряются и начинают совершать ошибки.

После таких проверок многим сотрудникам приходится оказывать психологическую, а то и медицинскую помощь. Генеральный директор консультационной компании "ММ-Класс" профессор психологии Марина Мелия утверждает: "Общение с правоохранительными органами — ситуация чрезвычайно стрессовая, так как она лежит за пределами нашего обычного опыта. Она актуализирует наши тайные страхи, комплексы, иррациональные защитные механизмы. В результате человек может вести себя неадекватно, о чем потом приходится жалеть. Поскольку комплексы у каждого разные, то заранее сказать, как именно человек будет реагировать на ситуацию допроса, невозможно. Однако на основании многолетних наблюдений я выделила наиболее типичные защитные механизмы, которые проявляются у людей в ситуациях сильного стресса и которые следователи с успехом используют, чтобы вытянуть из допрашиваемых интересующую их информацию".
       Тем, кто оказался на допросе и стремится свести свое общение со следователем к минимуму, полезно помнить о следующих психологических ловушках.

       
Виноватый
       Многие люди, попав в затруднительное положение, начинают испытывать чувство вины, анализировать свои поступки: "Как получилось так, что я попал в эту ситуацию? Что я сделал неправильно? В чем моя ошибка? Как я мог подставить под удар моих коллег, близких? Что теперь подумают дети?" В результате человек начинает ощущать себя причастным к тому, за что не несет непосредственной ответственности.
       Такой человек на допросе попросту исповедуется. Рассказывает, какая у него хорошая семья, а дедушка — участник войны, раскрывает детали личной и профессиональной жизни. У него возникает иллюзия: если поделиться со следователем своими сокровенными мыслями и чувствами, тот поймет, какой перед ним хороший человек и ничего ему не сделает. На самом деле виноватый дает массу избыточной информации, которая потом может быть использована против него.
       
Типичный диалог
       — Расскажите, как вы дошли до такой жизни.
       — Ну в школе я был троечником, институт не закончил. Был момент — сидел без денег, не знал, чем заняться.
       — Как попали в эту фирму?
       — Пригласил товарищ.
       — Кто конкретно?
       — Иванов Иван Иванович, мы с ним когда-то вместе работали. Он очень способный, активный, умеет дело организовать. А у меня все с работой как-то не складывается. Вот и сейчас опять неприятности. А у меня жена не работает, дети малые. Не знаю, чем эта ситуация закончится. Только вроде все наладилось...
       — Что же, вы до этого совсем не работали?
       — Да нет, подрабатывал.
       — Официально где-нибудь числились?
       — Нет.
       — А почему?
       — Так получилось...
       — Сколько удавалось заработать?
       — Да ерунду, тысяч десять.
       — А сейчас все стало получше?
       — Да, конечно, не сравнить!
       — И какая же у вас сейчас зарплата?
       —
Десять тысяч.
       — А в конверте?...
       
Храбрый
       Некоторые люди в состоянии стресса становятся азартными и слишком смелыми. Человек думает: "Я докажу, что я умнее, хитрее, образованнее следователя. Я его переиграю. Мужчина я или нет?" Принимая допрос как жизненный вызов, человек вступает в борьбу. Он тщательно продумывает линию поведения, пытается просчитать ходы следователя. Часто люди придумывают какие-то сложные ответные ходы, схемы, которые не соответствуют реальности, могут даже взять на себя несуществующие грехи, чтобы запутать следователя.
       Эта линия поведения совершенно непродуктивна. Во-первых, следователь тоже человек и его раздражают люди, которые бросают ему вызов. Во-вторых, своими сложными, запутанными показаниями такой человек провоцирует следователя на дальнейшие расспросы, в результате которых чаще всего сам увязает во лжи.
       
Типичный диалог
       — Какая у вас зарплата?
       — Четыре тысячи гривен.
       — И как вам удается жить на такую сумму?
       — А у вас что, зарплата больше?
       — Сейчас речь не обо мне, а о вас. Если не будете отвечать на вопросы, можете нажить себе неприятности. Вы несете ответственность за дачу ложных показаний.
       — Давайте, давайте, посмотрим.
       — Ну что ж, давайте. Встречаться с вами мы будем, судя по всему, долго, беседовать основательно. Кстати, на какой машине вы приехали?
       — На "Ауди". А какое это имеет отношение к делу? На чем хочу, на том и езжу.
       — Самое непосредственное. Объясните, как это у вас получается при зарплате в
четыре тысячи гривен...
       
Амбициозный
       Большинству людей даже в ситуации заведомо невыгодной трудно отказаться от своих знаний, от своей компетентности, от ощущения собственной значимости. Такой человек воспринимает ситуацию встречи со следователем как экзамен. Отвечая на простые вопросы следователя, он старается продемонстрировать все свои блестящие способности и высокую осведомленность в делах организации.
       Незаметно для себя такой свидетель попадает в расставленную для него ловушку: "Вы же профессионал. Вы же не можете не знать, что происходит рядом с вами! Чем занимаются ваши коллеги? Кто отвечает за финансы, охрану и сбыт?" И чтобы показать, что он имеет доступ к информации, человек рассказывает даже то, чего он не знает и в чем не может быть абсолютно уверен. Вот так из-за своих амбиций многие свидетели сами себя "закладывают": обидно же играть перед следователем роль пешки.
       
Типичный диалог
       — Чем вы занимаетесь?
       — До 2008 года я работал в компании X и занимался анализом финансовых потоков. А потом мне предложили перейти на более высокую должность в компанию Y, и я согласился.
       — Какая у вас должность?
       — Финансовый менеджер.
       — В чем заключается ваша работа?
       — Анализ и построение эффективных финансовых схем, маркетинговые исследования — это я делаю сам. Для решения сложных вопросов я обращаюсь к нашему главному специалисту Сидорчуку. Вдобавок мне доверяют выполнение частных поручений президента компании.
       — А какие сложные вопросы вы решаете?
       — Когда возникают нестандартные ситуации с клиентами.
       — А почему вам так доверяет руководитель компании?
       — Потому что другие сотрудники не обладают такими, как у меня, знаниями и уникальным опытом. Когда я пришел в компанию, работа здесь велась по старинке. Финансовый оборот был небольшой. Я был инициатором организационной реформы компании, при мне финансовые обороты возросли на порядок.
       — Что ж, тогда расскажите поподробнее о финансовом положении компании...
       
Дружелюбный
       Нормальному человеку хочется нравиться окружающим, располагать к себе людей и поддерживать с ними дружеские отношения. Но в ситуации допроса это желание часто срабатывает против нас. Человек говорит себе: "Следователь — такой же нормальный человек, как и я. Он просто делает свою работу. И я смогу наладить с ним хорошие отношения". Чтобы понравиться следователю, такие люди тоже начинают говорить слишком много. И в результате могут доставить немало хлопот своим близким.
       
Типичный диалог
       — Какой собственностью владеете?
       — Квартира у нас государственная, а вообще-то, я председатель дачного кооператива. У нас очень красиво. Сейчас многие знаменитости там отстраиваются, кстати, может быть, знаете актера X.
       — Да, конечно. Я, кстати, тоже все собираюсь участок купить. У вас сколько сотка стоит?
       — Я по тысяче покупал. Но теперь все дороже. Вообще-то, я всего месяц председатель, а до меня был Петренко. Он лучше разбирается.
       — А вы не могли бы дать его координаты?
       — Конечно. Только его сейчас нет в городе, он в работает в Польше. Но вы можете поговорить с его женой — она очень милая женщина и тоже в курсе всех дел. Можете сослаться на меня — мы с ней вместе работаем...
       
Трусливый
       Многих при встрече с представителями правоохранительных органов парализует страх, и они не пытаются ничего предпринять для своей защиты. Они послушно исполняют все, что требует следователь: все рассказывают, все подписывают, со всем соглашаются. Такой человек думает: "Если я покорно буду выполнять все указания, все рассказывать и все подписывать, этот кошмар быстрее закончится". Страшная ошибка. Чем услужливее свидетель, тем труднее следователю отказаться от общения с ним. Так что кошмар будет продолжаться долго.
       
Типичный диалог
       — Кто является директором вашей организации?
       — Официально — Егорова, но она на работе появляется редко.
       — А реально?
       — Реально все приказы отдает Акопян.
       — Такой-то платеж у вас проходил?
       — Точно не помню, но могу посмотреть.
       — Ну посмотрите и перезвоните нам.
       — Хорошо. Может быть, еще какая-то информация нужна? Я могу принести все документы. У нас вся отчетность в порядке, нам скрывать нечего.
       — Валяйте, несите...
       
Достойный
       Как достойно выйти из ситуации допроса и свести к минимуму эмоциональные потери? Главное — понять, что любой допрос — это не обычный человеческий контакт. Следователь может умело создавать иллюзию нормального общения, но для него это — работа, и он не забывает о том, что его цель — сбор информации. А допрашиваемый для него лишь ее источник.
       Нужно расстаться с иллюзией, что есть темы безопасные, на которые можно говорить подробно и обстоятельно, что можно вступать со следователем в эмоциональный контакт. И не нужно обольщаться тем, что ваши с ним взгляды на жизнь совпадают. Хороший следователь всегда будет болеть с вами за одну футбольную команду (разумеется, с каждым допрашиваемым — за разную).
       Лучше всего удерживаться на строго формальной позиции: не стремиться к ситуации личного, искреннего и теплого общения, не пытаться понравиться или произвести хорошее впечатление.
       Не надо врать. Отвечать надо очень конкретно, избегать распространенных предложений и сложных оборотов, выбирать слова попроще. Избегайте расплывчатых и двусмысленных словосочетаний вроде "финансовые схемы", "информационные потоки" и т. д.. Они подталкивают следователя к дальнейшим вопросам.
       Желательно заранее продумать односложные варианты ответов на первые вопросы: как представиться, как сказать о том, чем вы занимаетесь, причем однозначно. Но ни в коем случае не нужно пытаться продумывать ответы на все вопросы. Это невозможно. Обязательно будет какой-то вопрос, к которому вы не готовы. И не надо. Самое главное — четко понять свою роль в этой ситуации.
       Говорите только о себе, о своих обязанностях. По всем другим вопросам отсылайте следователя к руководству. Говорить нужно только о том, в чем вы не сомневаетесь, что вы готовы повторить в любом состоянии, в любое время, поскольку те же вопросы вам могут задавать несколько раз, в разных ситуациях.
       Не стесняйтесь молчать — это ваше право. Помните, что вы можете перестать говорить в любой момент. Вы имеете право не свидетельствовать против себя и своих близких.
       Если ведется протокол беседы, не подписывайте его с кондачка. Прочитайте внимательно, подумайте, не сказали ли вы чего-нибудь лишнего. Тогда потребуйте переписать или занести в протокол ваше несогласие с тем, что кажется вам искажением ваших слов.
       
Идеальный диалог
       — Где вы работаете?
       — Я работаю в компании X.
       — Кем?
       — Бухгалтером.
       — Что входит в ваши обязанности?
       — Первичная бухгалтерия.
       — Каковы должностные обязанности директора и главбуха?
       — Не знаю.
       — Как вы можете этого не знать?
       — Я могу говорить только про свою работу.
       — Какую зарплату вы получаете?
       —
Четыре тысячи гривен.
       — Как же вы на такую зарплату живете?
       — Нормально.
       — Объясните, откуда у вас новая "Ауди".
       — Машина принадлежит отцу.
       — Кем он работает?
       — Это не имеет отношения к делу.
       — Вы находились такого-то числа на работе?
       — Да.
       — Во сколько к вам пришли?
       — До обеда.
       — Что забрали?
       — Какие-то документы, не знаю.
       — Откуда документы?
       — Передал директор.
       — Работает ли ваша фирма с компаниями Y и Z?
       — Не помню.
       — Знакомы ли вам
Чубченко и Троян?
       — Да, есть такие люди.
       — Чем они занимаются?
       — Не знаю.
       — Что вы знаете о компании Y?
       — Есть такая компания.
       — Чем она занимается?
       — Коммерческой деятельностью.
       — Знаете ли вы следующих людей: Федчишен, Сливчук, Чубченко?
       — Про
Чубченко я уже сказал, а фамилии Сливчук и Федчишен мне ничего не говорят.
       — Их фамилии значатся в учредительных документах вашей фирмы. Как вы можете этого не знать?
       — В данный момент не помню.
       
       И так далее. Вам скучно? Вот и следователь скоро заскучает и отпустит вас, вызвав более разговорчивого свидетеля.
       И напоследок главный совет: если чувствуете, что допрос может закончиться для вас неприятностями, обратитесь к адвокату. Вы имеете право сразу прийти к следователю со своим защитником, а можете прервать допрос, чтобы вызвать адвоката. Если следователь откажется это сделать, требуйте присутствия прокурора либо его помощника и обещайте написать жалобу в прокуратуру. Иногда это действует.